Главное

“Просился в Афган три раза”: ветеран из Ярославля о службе в горячих точках

"Просился в Афган три раза": ветеран из Ярославля о службе в горячих точках

К Дню Победы Про Города публикует воспоминания ветерана афганской войны.

“Страха не было”

– Расскажите, как вы попали на войну? Забирали всех принудительно или вы сами вызвались?

– Принудительно никого не забирали. В Афганистан попадали офицеры, прапорщики и срочнослужащие. Перед службой в Афганистане все солдаты и сержанты-срочники проходили подготовку, учебные сборы. Я закончил в 80-м году Ярославское финансовое училище. Но по специальности не пошёл, меня оставили здесь на воспитательной работе. Я был заместителем командира автомобильной роты по политической части. Образование у меня финансовое, и, наверно, поэтому мне хотелось как-то себя попробовать, показать, что я настоящий офицер. Я написал три рапорта с просьбой отправить меня в Афган. В первые два раза был отказ. Я же политработник с финансовым образованием, а кадровым службам нужны были политработники с политическим образованием. Но случилось так, что все подходящие кандидатуры по разным причинам отказывались. Но из училища кого-то оправить было нужно, и меня взяли. У меня не было показного патриотизма, мне хотелось показать себя в деле.

– А вам не было страшно, когда вы просились в Афган на войну?

-Нет, абсолютно никакого страха у меня не было. Может потому что я был молод, всего 22 года. Если бы у меня был страх, я бы не написал три рапорта. Для меня это была всего лишь часть моей работы.

"Просился в Афган три раза": ветеран из Ярославля о службе в горячих точках

“Гибли люди, взрывались гранаты”

– Но что из всех тех ужасов врезалось в вашу память, так что не забыть?

– Переломный для меня момент был, когда я уже заканчивал службу. Это 1983 год. У нас шла война, гибли люди, разрывались гранаты, такой ужас был. Я вот думал, сейчас приеду в Советский союз, а там уже коммунизм. Там должно быть уже все хорошо, раз здесь наши парни гибнут. Но, к сожалению, этого не произошло.

– А вы друзей себе нашли когда воевали? Общаетесь с ними сейчас?

– Эти два года были одни из самых тяжелых, ведь мы теряли наших боевых товарищей. Но это было самое счастливое время. Я познакомился с многими людьми, моими друзьями. Мы до сих пор стараемся поддерживать связь.

Однажды я встретил моего земляка. Я сам родился в Тутаеве, а потом отца перевели в Ярославль. И вот во время службы, когда шли колонны, каждый пытался обозначить откуда он. Встретить земляка было очень приятно, и поговорить, может даже и знакомые общие есть. Я всегда искал кого нибудь из Ярославля. Однажды к нам молодой солдат попал, смотрю, город Выборг. Мы с ним разговорились, и оказалось что он из Тутаева. Я так обрадовался, земляк!

"Просился в Афган три раза": ветеран из Ярославля о службе в горячих точках

Операция в горах

– В какой момент вас посетила мысль что все, сейчас я погибну?

– Я всегда служил в горах. Первый раз я чуть не погиб, когда ночью пошел проверять пост. Наша база располагалась на дороге, и в обе стороны от нее, метрах в 50ти, были посты. Там стояли солдаты следившие за обстановкой. В случае опасности они должны были подать сигнал. И вот подхожу я туда, и вдруг раздается выстрел, метров в 30ти от меня. Я сразу залег, чтобы в меня не попали. Хочу сказать, что в Афгане зимой очень темные ночи, а в пасмурную погоду, как тогда, вообще ничего не видно. Это наверно мне и помогло, темно очень было.

Второй случай был очень запоминающийся. У нас была операция в горах. Задача была засесть в конце ущелья, духи (духи – душманы, неприятели) должны идти к нам навстречу. Другие подразделения должны были прочесать кишлак. С нами были два проводника афганца. Мы группой заходим на один хребет в ущелье и оказываемся в ситуации, что с двух сторон откосы. Мы как бы сидели на хребте. Вокруг горы, метров на 30 выше чем мы сидели. Наши проводники, пользуясь ситуацией, что мы в темноте, сбежали. Тишина. Вдруг слышим как начали кричать духи. И как начнется по нам пальба! Как хорошо что было темно! Только одного из нашей группы зацепила пуля. Сделай бы мы хотя бы один выстрел, нас бы сразу обнаружили. Мы значит съехали с этого хребта вниз, спаслись.

"Просился в Афган три раза": ветеран из Ярославля о службе в горячих точках

“Были те, кто большене мог”

– Что помогало вам держаться и не сдаваться?

– Для нас всех служба там не была каким-то огромным подвигом. Мы относились к этому просто как к своей работе. Ты просто выполняешь свои обязанности, будь ты офицер или водитель танка.

Но не у всякого человека хватит духу служить. Были те кто говорилим что все, не могут больше. На моей практике почти такого не было. Единичные случаи были, что убегали со службы. Но куда уходить? Убегали к духам некоторые. В моей практике, я был замполитом роты, не было человека, которому было страшно или он убегал.

– Как сложилась ваша жизнь сейчас? чем вы занимаетесь?

Когда я увольнялся, мне предлагали очень высокую должность, замполит батальона в Термезе, это город на границе с Афганистаном. Но я про природе домашний человек, просил начальство отправить меня обратно в Ярославль. Когда я увольнялся мне по предписанию нужно была поехать в Московский военный округ. И так случилось, что я зашёл в наше училище военное, друзей навестить. Чудом, или волей судьбы мой хороший знакомый Евгений Терентьевич, которого я там встретил помог мне остаться в Ярославле.

Сейчас я уже на пенсии. Занимаюсь общественной работой. С 2008 года руководитель регионального отделения Российского союза ветеранов Афганистана. Суть моей работы, как афганца это увековечение памяти. Я автор первой книги памяти погибшим солдатам в Афганистане. В ней было множество неточностей. Поэтому мы пошли дальше и создали электронную книгу памяти, это сайт. В 2014 выпустили новое издание книги, уже исправленное. Я занимаюсь проектом “координаты памяти”. В 2020, спустя 10 лет упорного труда проект был закончен. Мы объехали все воинские захоронения, фотографировали, записывали координаты. Я передал музею в “Центре патриотического воспитания” карту. Она висела у моих родителей на кухне все то время, пока я служил. А вот эти камни с места гибели наших ярославцев. Один из них Коля Гусев, я знал где он погиб. Забрал камни оттуда, часть маме его отдал, часть сюда.

Елизавета Юрова

Об актуальных новостях города читайте в телеграм-канале Про Города

Источник: PROГород

Вверх