Главное

Моряк, ставший писателем: Виктор Белько о службе на подводных лодках, страсти к стихии и второй карьере

Моряк, ставший писателем: Виктор Белько о службе на подводных лодках, страсти к стихии и второй карьере

Благодаря советским фильмам и литературе у большинства россиян сложился описательный образ моряка — седовласый мужчина в возрасте, внушительной комплекции и с длинными усами. Он грозно вышагивает по палубе или стоит у штурвала с курительной трубкой во рту, раздавая указания своим подчиненным. Казалось бы, в 21 веке судна хорошо оснащены, для моряков созданы все условия для комфортной и безопасной жизни на корабле, но современная молодежь делает выбор в пользу иных профессий. В путешествии по морю есть своя романтика опасности и приключений, именно это отмечают моряки в отставке. После длительных рейсов возвращаться в береговую жизнь, словно с луны свалиться. Но есть в этом и свои плюсы. На суднах всегда царит особая атмосфера, легенды и мифы поджидают за каждым поворотом, а это отличная возможность для моряка реализовать творческий потенциал. Своей историей с корреспондентом «Яркуба» поделился Виктор Белько. Виктор Юрьевич — в прошлом моряк, капитан 2-го ранга в запасе, а по совместительству писатель под необычным псевдонимом «Старый Филин». Виктор Юрьевич родился в городе Грозный, в семье нефтяников, выпускников когда-то знаменитого Грозненского нефтяного института. Свое детство и юность провел в Казахстане, в городе Шевченко. Проходил службу на надводных кораблях и подводных лодках Северного флота, в структурах воспитательной работы соединений Кольской флотилии, в гарнизонах Островной, Лиинахамари, Видяево, Полярный. Карьера моряка подтолкнула Виктора Белько на написание увлекательных рассказов о походах недавнего прошлого нашего Военно-морского флота. В Ярославскую область, в Тутаев, Старый Филин переехал в 2017 году, когда его служба завершилась окончательно. О былых временах Виктор Юрьевич вспоминает с улыбкой, но очень скучает по родным краям, близким друзьям и товарищам. Карьера моряка Меня интересовали подводные лодки, когда я еще учился в школе. Они всегда были на передовой, ходили в боевые службы, из-подо льда проводили пуски грозных баллистических ракет — у меня это вызывало восторг. В 1973 году меня призвали на службу на Военно-морской флот. Поступил и окончил Школу Техников, и был назначен на одну из самых новых по тому времени атомных подводных ракетных лодок (далее — АПЛ). АПЛ, на которой мне пришлось впервые погружаться, называлась «МУРЕНА». Это отличное и надежное судно. Но корабли, особенно военные, увы, стареют быстрее, чем люди, и даже не физически, а морально. Не успеет лодка сойти со стапелей, как ты узнаешь, что на каком-то из судостроительных заводов уже заложена новейшая АПЛ, которая будет менее шумной и более быстрой. И мы гордились своими кораблями, самым северным Краснознаменным флотом и нашим Отечеством. Заветной моей мечтой было служить и ходить в походы так, чтобы достигнуть на своём личном счете 1 000 суток под водой. Но удалось только 397. У меня были перед глазами живые примеры — командиры, старшие офицеры, грамотные, знающие специалисты, люди чести, службой вместе с которыми до сих пор горжусь. А вот мой друг, с которым я пришел на свою АПЛ, провел в боевых походах чуть меньше 1 300 дней и ночей. Мне пришлось учиться и учиться. У военных говорят так: «Остановился — значит отстал!». Моряк, ставший писателем: Виктор Белько о службе на подводных лодках, страсти к стихии и второй карьере Была у нас одна традиция, обряд посвящения: чтобы стать настоящим моряком-подводником, нужно выпить целый плафон забортной воды. Там есть еще сценарии, но этот обязательный на всех флотах и соединениях подводных лодок. Он каждому запоминается на всю жизнь. Потом я работал в штабе: плавания мои завершились, и в море приходилось выходить уже только на «большие и малые» учения. В 2000 году ушел в запас, даже морской залив видел только через окно рабочего кабинета. Не так давно переехал сюда, в Ярославскую область, и пока очень доволен своим выбором. Личная коллекция Всю свою жизнь я увлекался морской стихией, поэтому начал коллекционировать модели подводных лодок. Сейчас у меня 28 экземпляров всех времен — от «Потаенного судна» Ефима Никонова до самых новейших. Крайняя модель, перед самым Новым годом, пришла от моего старого друга. Это РПКСН «Князь Игорь», типа «Борей А», кто понимает. Моряк, ставший писателем: Виктор Белько о службе на подводных лодках, страсти к стихии и второй карьере В большинстве это подарки от друзей и близких, но самые редкие модели я покупаю себе сам. Фаворитка — лодка, на которой 18 сентября 1975 года я первый раз в жизни погрузился на глубину 240 метров. У меня есть еще и модели парусников — от драккара Эриха Рыжего до волжских судов. Моряк, ставший писателем: Виктор Белько о службе на подводных лодках, страсти к стихии и второй карьере Помимо этого, в коллекции имеются фигурки солдат, преимущественно — русской армии 1812 года. Благодаря им узнаю нашу историю глубже, накапливаю интересные факты, мифы и легенды о прошедших временах. Деятельность писателя Мои рассказы и повести — это реальные истории людей. Моряки, которые служили на надводных кораблях и подводных лодках, делились со мной своей жизнью, слухами и легендами. Поэтому нельзя сказать, что все придумал я один. Но и совсем со счетов меня списывать не нужно. Мои повести — это симбиоз из ходячих мифов и выдумок. Я доделывал истории, собирал их воедино, чтобы читатель смог насладиться сюжетом. Поэтому и пришла идея создать образ такого писателя как Старый Филин. Этот псевдоним со мной еще с военного училища. Моряк, ставший писателем: Виктор Белько о службе на подводных лодках, страсти к стихии и второй карьере Товарищи считали меня ехидным и даже умным человеком, часто сравнивали с филином. Засыпая на лекции, я не терял нити материала. Преподавателям и командирам меня не удавалось поймать. Вот с учебных времен ко мне и прицепилось это прозвище. В моих рассказах течет жизнь. Ирония, юмор, трагедии — это то, из чего и состоят человеческие реалии. Мои повести не для того, чтобы посмеяться от души, а затем, чтобы погрузиться в атмосферу, царящую на флоте, на кораблях. «Записки Старого Филина или Мерфинизмы по-флотски» Первая книга вышла в 2001 году и выдержала еще два издания. Это большая гордость для меня. Когда мне сказали, что книга все-таки будет существовать, у меня было состояние полной эйфории. Наверное, его можно сравнить с получением нового звания, военнослужащие меня поймут. Знаете, когда тебе присваивают офицера, становишься лейтенантом, тебе выдают погоны и первая мысль в голове: «Ух ты! Неужели это я?». С первой книгой эмоции были такие же. Мне польстило, что рассказ полюбился читателю. Последующие издания Еще одну книгу, которой я могу похвастаться, мы с командой издали в 2008 году. «О городе Коле, о Заполярье и о море» — это познавательный сказ для маленьких колян-северян, их родителей, дедушек и бабушек. Сразу же после того, как книга появилась на свет, на нее обратил внимание глава Мурманской области. Как это у нас говорится, мы получили «спасибо» в рамочке от нашего губернатора. После прочтения, он сказал, что очень многое узнал о Заполярье и еще раз поблагодарил за проделанную работу. За все время я выпустил 13 книг, большая часть которых рассказывает об увлекательных приключениях мичмана Егоркина. В их числе «Исторические досуги в кают-компании, или Клио в тельняшке», «Легенды о славном мичмане Егоркине», «Море славного мичмана Егоркины» и другие. Все свои издания я посвятил возлюбленной, которая в последствии стала моей женой. Подписи на форзацах первых книг из тиражей гласят: «Моей дорогуше Олечке, подружке, любовнице и жене — на память с наилучшими пожеланиями». Главный герой, или мичман Егоркин Основной персонаж моих повестей и рассказов — мичман Егоркин. Мичманы — военнослужащие, которые, если связывают свою жизнь с морем, то остаются в нем навсегда. Поскольку они хорошо знакомы со спецификой службы на подводных лодках, то часто делятся байками и мифами, традициями и легендами. Мичман Егоркин — это не один конкретный человек, это скорее образ. У него есть свой характер, привычки, он любит поговорки и присказки, в его речи всегда проскальзывает морской сленг. Егоркин предан своей работе. Его прототип однажды прыгнул с корабля, чтобы спасти своего товарища. Не дождавшись подмоги, крикнул: «Человек за бортом!» и нырнул в воду. Егоркин храбрый и смелый человек, ничего не боится. Еще он добрый, положительный персонаж. А как-то раз, после выхода одной из книг, я подарил экземпляр старому товарищу, с автографом, в котором выражал ему благодарность. На следующий день он ловит меня в штабе за рукав и просит: «Юрич, напиши прямо вот здесь, мол, Петрюк — это я, Павлюк! А то жена не верит!». Фильм, фильм, фильм! Наверное, еще одна моя мечта — снять фильм по мотивам повестей. Но я уверен, что это нереально. Желающих предоставить свои рукописи для съемок огромная очередь. Часть из них более известные и умные писатели, чем я. Но если помечтать, то хотелось бы создать что-нибудь по мотивам рассказов про мичмана Егоркина. Мне всегда казалось, что у меня мужская аудитория. Однако когда я ездил в Москву в командировку, меня узнала одна девушка и сказала, что ей очень нравятся мои рассказы. Поэтому я считаю, что и фильм выдался бы удачным и точно бы покорил своего зрителя. Но это уже к сценаристам, да к режиссерам. Есть свои особенности. Однажды к нам в Полярный приезжал Аркадий Инин, известный по фильмам комедийного плана. Ему кто-то подарил мои «Мерфинизмы по-флотски». Книга ему понравилась, но он нам «на пальцах» разъяснил, в чем разница «специального юмора» для определенной социальной группы, например, моряков, и общего кинозала. Если военные будут смеяться, то типовой кинозал лишь слегка улыбнется и то после разъяснения, да с третьего раза. О будущем Я, как положено моряку, немножко суеверный, поэтому не буду раскрывать все карты. Но скажу прямо, что в разработке уже находится еще одна повесть. И заканчивать деятельность писателя я не планирую. Читатели говорят, что разные байки получаются неплохо. Бывшие сослуживцы читают и даже хвалят, идеи подкидывают.

Источник: Яркуб

Вверх