Мы в сетях:

Поиск по сайту

Главное

Дело пахнет керосином: разбираемся, почему рекордно дорожает бензин

Ситуацию усугубляют перебои с поставками топлива в некоторых регионах

Поделиться

Данные Росстата не показывают всей картины: по данным ведомства, стоимость основных видов бензина с начала года по середину августа прибавила в районе 6%, а дизтоплива — менее 1,5%. Однако если посмотреть детальный график, хорошо видно, что с января по май они оставались постоянными и вся прибавка достигнута за последние 3,5 месяца. Если такой темп подорожания сохранится, годовая прибавка стоимости бензинов составит 20%, то есть порядка 10 рублей (это в гипотетическом случае сохранения тенденции в течение года). Вообще столь заметного роста цен на автомобильное топливо мы не видели с весны 2018 года, когда случился топливный кризис и было введено «правило инфляции», которое запрещало нефтяным компаниям поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. Это правило соблюдалось все последующие годы с высокой точностью (вплоть до долей процентов), но в этом году начало нарушаться. Означает ли это, что цены пошли вразнос? Мы поговорили об этом с экспертами.

Реклама

Прогноз инфляции на 2023 год составляет 4,5–6,5%, а по состоянию на август она зафиксирована на уровне 3,5%. То есть нынешний рост цен на бензин уже не укладывается в описанное выше правило. Но если прирост розничных цен пока изменяется в процентах, то с оптовыми и биржевыми ценами всё гораздо сложнее, потому что с начала года стоимость разных марок бензина увеличивалась на 60–70%, дизтоплива — на 40%. В августе биржевая стоимость АИ-95 несколько раз обновляла рекорд и достигла 72 тысяч рублей за тонну. В более привычном нам выражении биржевая стоимость бензина АИ-95 находится в коридоре 52–56 рублей за литр, то есть получается, что оптовая цена практически соответствует цене топлива на АЗС, что, очевидно, ненормально.

Попутно в августе наблюдались перебои с поставками топлива на АЗС, что в основном коснулось южных регионов страны: Астраханской и Волгоградской областей, Калмыкии, Крыма. Однако проблема возникала и в других регионах, например, на нее указывали представители топливного рынка в Новосибирской области. В Министерстве энергетики ситуацию увязали с перегрузкой железных дорог в туристический сезон.

Реклама

Куда помчался бензин

На стоимость топлива, которое помимо внутреннего рынка отгружается на экспорт, влияют курсы валют. Так, доллар с январского минимума в 66–68 рублей поднялся до значений 94–95 рублей, то есть российская валюта потеряла порядка 40% стоимости относительно американской. В правительстве причину роста внутренних цен видят в дисбалансе между поставками в Россию и за рубеж, в том числе за счет серого импорта: проще говоря, при таком соотношении курса рубля к валютам нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж. Это приводит к ограничению поставок топлива внутри страны и толкает вверх биржевые цены.

Ограничение экспорта топлива рассматривается правительством как один из вариантов нормализации обстановки, в частности, обсуждается лицензирование экспорта, запрет на его осуществление посредниками, увеличение экспортных пошлин и другие меры.

Много лет одним из механизмов стабилизации служил так называемый топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, компенсирующий часть «упущенной выгоды» от непродажи топлива за рубеж. С 1 сентября в правительстве вдвое сократят размеры демпфера, что само по себе лишит нефтяные компании миллиардных компенсаций. Например, в июле выплаты через механизм демпфера составили 110 млрд рублей, август же должен перекрыть этот показатель, по некоторым оценкам, в полтора раза. И происходящее на топливном рынке тесно увязано с урезанием этих компенсаций, считают эксперты.

Реклама

В России продажей топлива занимаются в основном вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые могут позволить себе роскошь продавать топливо при равенстве оптовой и розничной цен, компенсируя расходы на содержание АЗС и доставку из других источников

В России продажей топлива занимаются в основном вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые могут позволить себе роскошь продавать топливо при равенстве оптовой и розничной цен, компенсируя расходы на содержание АЗС и доставку из других источников

Поделиться

Схватка за демпфер

По мнению главы аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, ключевым фактором, толкающим стоимость топлива вверх, является высокий внутренний и внешний спрос на топливо при недостатке предложений на бирже. Он отмечает, что крупные нефтяные компании ведут сейчас своеобразный шантаж правительства:

Реклама

— Сам по себе механизм демпфера не сказать, что сильно воздействует на биржевые котировки, но он позволяет сдерживать цены в рознице, потому что компании получают возможность компенсировать убытки, которые у них возникают из-за дисбаланса оптовых и розничных цен, — говорит специалист. — И когда речь о снижении демпферных выплат, возникает такая игра. Нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, и это чистая правда. Они говорят: у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты. Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать.

Реклама

При этом Григорий Баженов не считает ситуацию опасной с точки зрения возможного выхода цен из-под контроля.

По его мнению, для стабилизации цен на топливо необходимо менять систему распределения продукта.

— Если мы будем пускать больший объем топлива через биржу, то цены будут, очевидно, меньше, потому что сейчас дисбаланс спроса и предложения существенный и это ключевой вопрос, — добавляет эксперт.

В конце июля Минэнерго и ФАС изменили минимальные объемы бензина, которые необходимо продавать на бирже, и для бензина показатель вырос с 12 до 13%, а для дизтоплива — с 8,5 до 9,5%.

Реклама

«Раскручиваем маховик инфляции»

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин связывает желание правительства сократить размер демпфера с тем, что бюджет становится всё более дефицитным:

— В бюджете денег стало меньше, не хватает даже на поддержку нефтяников, — говорит он. — Демпфер хотели отменить полностью еще весной, но желание магическим образом рассосалось еще на этапе обсуждения. Летом нашли консенсус: демпфер было решено просто снизить, и начались чудеса: в нефтяной сверхдержаве с заправок начали пропадать бензин и солярка. Минэнерго пыталось разобраться с ситуацией, пошли разговоры о перекрытии экспорта нефтепродуктов для отдельных игроков, о повышении доли топлива, которую нефтяники обязаны продать на бирже. Очевидно, эта риторика не помогла, дефицит нарастал и дальше.

Он отмечает, что сами нефтяные компании сослались на якобы недостаточные возможности «Российских железных дорог», что отчасти справедливо (проблема есть), но, по мнению Шапарина, это не главная причина.

Реклама

Эксперт называет ситуацию исключительно сложной, отдельно отмечая спрос на дизтопливо во время уборочной кампании.

— В сельхозрегионах спрос на дизтопливо огромный, цены на бирже — на максимумах. С рынка ушла белорусская солярка, а российская очень востребована на внешних рынках, куда и уплывает с нарастающим темпом. Это очень больно бьет не только по карманам водителей, но и по экономике в целом. Президент поставил в числе главных задач недопущение роста цен. А как ее выполнить, если в каждом без исключения товаре в РФ — тот самый бензин? И рост цен на него быстро раскручивает маховик инфляции.

Сезонное распухание

Стоимость дизтоплива подвержена сезонному влиянию. Так, она выросла на три рубля в период с ноября 2022-го по январь 2023 года. Весной наблюдалось незначительное снижение, затем к началу августа стоимость вернулась на январские уровни, но за неполный август уже прибавила больше рубля. Сейчас средняя по России цена дизтоплива составляет около 60 рублей за литр, при этом, например, на Дальнем Востоке она подбирается к 70 рублям за литр. Сезонный фактор дополнительно давит на стоимость дизтоплива, и 22 августа Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям сдерживать мелкооптовые цены для сельхозпредприятий. В правительстве обещали урегулировать и вопрос с поставками топлива по железной дороге.

Реклама

С бензином ситуация чуть попроще, поскольку заканчивается сезон отпусков, а с ним и повышенный спрос на топливо, однако эксперты сходятся во мнении, что речь может идти не о снижении цен, а лишь о нормализации их роста, под чем, видимо, понимается удорожание на уровень инфляции. Но даже для этого необходимо снижение биржевой стоимости топлива, потому что практическое равенство оптовых и розничных цен создает ненормальную ситуацию, в том числе для независимых АЗС.

Источник: 76.ru

Реклама
Written By

Сеть городских порталов Shkulev Media Holding — крупнейшая в России сеть городских онлайн-медиа. 76.ru - это новости Ярославля и области, обсуждение городских проблем, а также сервисы, полезные в жизни каждого горожанина: поиск жилья, работы, автомобиля, прогноз погоды, знакомства, пробки на дорогах, почта, форумы для общения.

Реклама
Реклама

ДРУГИЕ НОВОСТИ:

Главное

Он состоится 23 сентября в храме Иверской иконы Божией Матери. Перед слушателями выступят участники академического хора Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова «Этерия». Хор...

Главное

В ночь на пятницу, 22 сентября, в Дзержинском районе Ярославля на остановке умер неизвестный. Об этом сообщили очевидцы, информацию подтверждают в СУ СКР по региону. Трагедия случилась на Ленинградском проспекте на остановке «Улица Урицкого» по направлению...

Главное

Всех, кто хочет впервые встать на ролики или вспомнить забытые умения, участники группы «Трезвый Рыбинск» приглашают покататься в хорошей компании 24 сентября к ДС...

Главное

Сейчас идут подготовительные работы, чтобы жители Волжского в следующем году имели возможность посещать новое культурно-досуговое пространство. Появится ли библиотека, подобная  «Взлетной полосе» на Скомороховой...

Главное

Проспект Машиностроителей в Ярославле расширят в 2024 году. Об этом во время эфира в ЦУР 21 сентября заявил мэр Артем Молчанов. О расширении проспекта до четырех полос на всем протяжении заявлял губернатор Михаил Евраев...

Главное

Ярославцам показали предварительные эскизы монументов, которые планируется установить в городе в память о ярославских бойцах, погибших в ходе спецоперации. Изображения, предоставленные архитекторами, опубликовал в своем телеграм-канале мэр Артем Молчанов....

Главное

В городском департаменте образования сообщили, что они будут работать с 30 октября по 3 ноября включительно. Родительская плата за питание составит 155 руб в...

Главное

В Ярославской области в ночь на пятницу, 22 сентября, произошло массовое ДТП на 223 километре федеральной трассы М8. В Ростовском районе столкнулись автомобиль ВАЗ...


© 2020—2023 Сетевое издание «ЯРСМИ». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 февраля 2023 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-84743. Главный редактор: Сергиенко М.В. Учредитель (соучредители): ООО «Омега».

«ЯРСМИ» — умный агрегатор региональных новостей Ярославля и области, который собирает новости по городам, интересам и первоисточникам в режиме реального времени. Его главная задача формировать актуальную информационную картину дня и давать разный взгляд на события. Все материалы, представленные в агрегаторе www.yarsmi.ru, находится в свободном бесплатном доступе в интернете, а права на них принадлежат первоисточникам и их законным владельцам. Авторские материалы "ЯРСМИ" помечены, права на них принадлежат редакции. Адрес редакции: 150046, Ярославская Область, г. Ярославль, ул. Титова, д. 21, тел.: +7 (4852) 66-37-46, e-mail: yar-smi@yandex.ru